Катарсис в учебно-воспитательном процессе

С. В. Полищук
г. Пермь, МБОУ, гимназия №4 имени братье Каменских
Опубликовано в сб. Психологическая наука и практика: личность и среда. Материалы III форума психологов Прикамья (Пермь, 31 октября –1 ноября 2013 года) Пермь 2013. С. 237 – 242.

Феномен катарсиса исследовали с эпохи Античности и до современности. Написана не одна сотня научных трудов. На современном этапе существует около полутора тысяч толкований данного термина. В основном он характеризуется как пиковое переживание, которое в конечном итоге должно вести к трансформации личности. Чаще всего это исследования по философии, эстетике и теории искусства, в меньшей степени по психологии. Казалось бы, что здесь еще можно исследовать? На наш взгляд, проблема катарсиса в условиях современной культуры  становиться вопросом социальной практики. Есть исследования, которые показывают, что катарсис переходит из сугубо эстетической сферы в социальную плоскость. (Бугарчева Е.А. 2009). В этой статье мы рассматриваем каким образом проявляется феномен катарсиса в учебно-воспитательный процессе.

В данной статье мы ставим несколько задач, чтобы осветить данную проблему.
1) Рассмотреть механизм катарсиса, и его понимание различными психологическими школами.
2) Определить значение катарсиса для трансформации личности в учебно-воспитательном процессе.
3) Как отличить катарсис от других эмоциональных аффектов, которые могут проявляться во время занятий?
Само понятие катарсиса происходит от греческого catharsis, что значит возвышение, очищение, оздоровление. На современном этапе существует около полутора тысяч толкований данного термина. Как мы уже отмечали, этот термин впервые  употребляется в трудах философов Античной Греции. Мы сознательно не будем подробно описывать нюансы понимания данного термина, так как это давно сделали без нашего исследования. Мы поставим акцент на том, что раскроем, какие виды катарсиса существуют и при каких условиях они возникают. Уже в то время он понимался достаточно широко: в религиозном значении (очищение духа посредством душевных переживаний), этическом (возвышение человеческого разума, облагораживание его чувств), физиологическом (облегчение после сильного чувственного напряжения) и даже медицинском. Еще пифагорейцы говорили об очищающем эффекте музыки.

Самый популярный труд, на который ссылаются исследователи -  «Поэтика» Аристотеля. Аристотель связывает переживание катарсиса  с жанром драмы - трагедией. Некоторые исследователи отмечают, что возможно Аристотель также говорил о катарсисе через комедию, но, к сожалению, другая часть «Поэтики» не сохранилась. Трагедия влияет на человека таким образом, что через сострадание и страх  достигается освобождения от этих эмоций (Аристотель. 1983). Нам кажется, что здесь отражено очень важное условие для достижения катарсиса – через проекцию и идентификацию происходит сопереживание и сострадание герою и в кульминационной точке может произойти аффективный всплеск накопившихся эмоций. Очистившись от этих эмоций, человек преодолевает на какое-то время трагичную ситуацию своей жизни. Отсюда идет понимание высокой роли искусства, в частности драмы. Соответственно искусство, таким образом, помогает организовывать жизнь общества, освобождает людей от напряжения, делает его более гармоничным и целостным.

В психоаналитической традиции для понимания природы катарсиса используется так называемая «гидравлическая модель». Согласно этой идее эмоции «скапливаются» в резервуаре, как пар в котле, если не находят выражения. Это порождает внутреннее давление или напряжение, которое приводит к нарушению функционирования психики (Семенов А.А. 2012). Считается, что через сублимацию или прямой выход необходимо освободить эти эмоции иначе они будут разрушать личность и приводить к неврозам, так считал З. Фрейд. Из двух представленных подходов мы усматриваем единое понимание катарсиса. Человек в данном случае пассивно воспринимает драму. Этот вид катарсиса можно назвать зрительским или обсервационным (Семенов А.А. 2012) Из данного подхода логично вытекает следствие, что катарсис – это очень важный акт в жизни личности. Если у личности есть возможность «сливать» или освобождаться от негативных эмоции, то она сможет определенное время гармонично существовать и взаимодействовать с другими людьми. Некоторые психотерапевтические школы на этой теории катарсиса строят лечебный эффект. Так на японских предприятиях была реализована практика установления резиновых скульптур начальников фирмы, чтобы работники могли время от времени выпускать свой «пар».  С этой точки зрения педагогу и воспитателю необходимо организовывать занятия кино, мультфильмов, и если происходит катарсис у личности или группы в целом – значит, цель достигнута. Ребята очистились от накопившегося напряжения. Наступил автоматический эффект осознания и преодоления реальной ситуации из жизни.

Есть другой подход к пониманию феномена катарсиса, который выразил основатель психодрамы Я. Морено. Он говорил, что катарсис перемещается из зрительного зала на сцену, когда человек сам начинает проигрывать свою драму (Морено Я. 2008). Этот вид катарсиса называется акциональный или катарсис действия. Главное условие для данного катарсиса –  спонтанность. Чтобы это произошло, требуется безопасная атмосфера и определенный уровень доверия в группе. В данном случае зритель не идентифицируется с героем, а он его просто играет. В рамках школьного занятия далеко не всегда получиться сыграть героя, но когда происходит обсуждение по актуальной проблеме и оно переходит из области анализа произведения искусства  в плоскость реальной жизни, то возможен данный вид катарсиса. Участник обсуждения в данном случае говорит уже о себе и своей ситуации в жизни по определенной проблеме. Педагог также может предложить проиграть ситуацию через ролевую постановку, тогда эффект будет сильнее.

Также встречается групповой катарсис. Данный вид катарсиса испытывается всеми участниками группы за счет идентификации себя с действующими лицами. В какой-то степени данный вид катарсиса похож на обсервационный, но он отличается экзистенциальным участием всех членов группы. В своей книге в разделе по социодраме Я. Морено говорит о достижении социального катарсиса как способа улаживания социальных конфликтов и межкультурного напряжения (Морено Я. 2008) Отличительным признаком катарсиса в группе является то, что она целиком становиться более интегрированной и измененной к более высокому уровню спонтанности, сближению, сплоченности.

С точки зрения психодраматического подхода катарсис следует воспринимать как необходимое условие для дальнейшей трансформации и изменения личности. Группа становиться настолько спонтанной и сплоченной, что благодаря правильно поставленным задачам и их творческому решению возможна выработка нового отношения к жизни, а также новые модели поведения, которые могут быть отработаны прямо на занятии. Якоб Морено упоминает на страницах своей книги, что сама по себе спонтанность может быть деструктивной. Важно подключить творческие силы человека, чтобы он не просто освободился от напряжения чувств, но творчески нашел способ отношения к миру по-новому (Морено Я. 2008). Эмоциональное высвобождение было бы не эффективным, если бы не сопровождалось работой разума. (Семенов А.А. 2012) В данном случае катарсис  - это отправная точка, с которой начинается настоящее самопознание. После катарсиса происходит инсайт, человек делает настоящее открытие о себе, о том, как ему действовать. Поэтому не правильно будет останавливаться на этом пике, важно продолжить работу до последней какой-то точки, до которой готова идти группа или личность.  Мы, как бы раскрыв, и промыв рану, ее перевязываем и сопровождаем человека до полного выздоровления, а не просто раскрыли ее.  Результат такого учебно-воспитательного процесса будет несравненно выше, чем искусственные цели поставленные педагогом или воспитателем. Как говорил Л. С. Выготский, это позволяет двигаться от зоны актуального к зоне ближайшего развития. И если процесс деятельности был организован правильно, если педагог как человек не обошел «острые углы» прошлого опыта ребенка и его вопросов, а помог его интегрировать,  то опыт, который получил ученик, будет иметь даже терапевтическое значение для него. В данной точке пересекается в своих целях педагогика и психология.
Третью задачу своего исследования мы формулировали так - как отличить катарсис от других проявлений чувств, манипуляций, «нытья» от депрессии или природной сентиментальности? Существует несколько критериев, которые могут помочь определить настоящий катарсис.

1). Существует связь между катарсисом и прошлым событием – «с чем-то, что случилось, когда человек не мог полностью пережить свои чувства».
2). Катарсис «относится исключительно к высвобождению накопившегося содержания путем аффективного выражения». Другими словами, катарсис не проявляется сознательно. Человек может начать плакать, в обход его сознательности.
3). Катарсис возникает невольно, спонтанно.
4). Катарсис сопровождается «пространственно-временным искажением, когда здесь и теперь воспринимается как там и тогда». Например, бурная реакция и плач – может быть реакция на недавнюю потерю близкого человека, но взрыв от слез после долгого периода сдерживания горя можно рассматривать как катарсис.
5). После проявления катарсиса происходит слом сопротивления и человек ощущает облегчение, освобождение. Как уже было сказано, актуализируются воспоминания из прошлого.
6). Катарсис может сопровождаться слезами, дрожью, напряжением в тела, изменениями поведения, мимики, голоса, тона, языка, человек может выглядеть так, что собирается «взорваться».
Важным моментом является то, что катарсис проявляется у людей по-разному, как качественно, так и количественно. Интенсивность проявления чувств не должна расцениваться как сила катарсиса. У некоторых людей в зависимости от типа нервной системы может быть совершенно различная реакция (Семенов А.А. 2012).

Актуальность данной темы обусловлена тем, что последние несколько лет в г. Перми и Пермском крае есть тенденция применять кино, мультфильмы, видеоролики в педагогической и преподавательской практике. Уже не первый год проходит конкурс Вуз-Флаэртианы, где предлагается студентам и школьникам выбрать документальный фильм, а также провести дискуссию на площадке своего учебного заведения. В общеобразовательных школах, ВУЗах открываются свои киноклубы, где просматриваются и обсуждаются кинофильмы. Это говорит о том, что у кино есть определенные сильные стороны, по сравнению с тем же театром.  Кино или мультфильм затрагивает не только интеллектуальную, но прежде всего эмоциональную сферу личности. Фильмы делаются настолько искусно, что погружают личность полностью во время просмотра полностью. К тому же этот ресурс дает определенный опыт переживаний реальности для группы в целом, что может служить хорошей базой для построения урока или внеклассного мероприятия. Этот опыт можно обсуждать и анализировать.

Все вышесказанное показывает, что через кино в современной культуре легче спровоцировать катарсис. Он возникает, когда ученик идентифицирует себя с героем произведения искусства. Это проявляется, как правило, в кульминации сдерживаемых чувств и спонтанном плаче участника группы, а это значит, что была задета очень важная тема для данного ученика. Как практика показывает, темы могут быть актуализированы самые разные. В основном - фрустрированные ценности и личностные смыслы, которые по каким-то причинам не могут быть реализованы или реализуются не так как хочется. Хочется отметить, что школьная среда далеко не всегда позволяет, открыто принимать данный феномен, обычно это вытесняется, так как  таковы институциональные нормы, да и атмосфера в классе бывает не всегда доброжелательной, чтобы ученик мог открыться.

В заключении мы бы хотели отметить, что данная тема требует дальнейшего более глубокого исследования. В рамках данной статьи удалось обрисовать некоторые аспекты этой проблемы. Мастерство педагога, воспитателя обуславливается не только знанием своего предмета и его методики преподавания, но порой оказывается, что очень важно понимать законы функционирования человеческой психики. Тема психологического катарсиса в учебно-воспитательном процессе является как раз такой темой.

Нам ближе психодраматический подход понимания роли катарсиса в трансформации личности по нескольким причинам. Во-первых, в рамках данного подхода не преувеличивается аффективная сторона катарсиса. На одних чувствах без участия сознания трансформация личности не происходит. Во-вторых, пиковые переживания, которые приводят к расшатыванию закоренелых структур личности, очень важны, но не воспринимаются как самоценные. Иначе личность привыкает просто «выпускать пар», но в жизни ничего не меняет. В-третьих, чтобы трансформация завершилась успешно с точки зрения данного подхода необходимо опираться на разум, а также на поиск творческого решения проблемной ситуации, и осознанного выбора действовать определенным образом в реальной жизни.  Зная эти законы, умея правильно обращаться с этим знанием, педагоги и воспитатели могли бы гораздо эффективнее познавать самих себя, а соответственно более осознанно сопровождать своих учеников  на пути самопознания и развития. Если педагог или воспитатель не имеет опыта проживания каких-то личных тем, не проходил сам через катарсис, то эффект от занятий будет значительно снижен. Занятие останется в поле теории, морализаторства и не будет затрагивать субъективность ученика или группы в целом.  

Список литературы

1). Аристотель. «Поэтика» / пер. М. Гаспарова // Собр. соч.: в 4 т. (Философское наследие, т. 90). М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 651  
2). Бугарчева Е. А. Катарсис как социально-эстетический феномен: социально-философский аспект : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Бугарчева Евгения Алексеевна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина].- Казань, 2009.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/161
3). Демкин А. «Катарсис в искусстве и психотерапии». Исторически-философский очерк. 2011, СПб/ http://www.town812.ru/katarsis.html http://youarenotsosmart.ru/2011/11/catharsis/
4). Морено Я. Психодрама / Пер. с англ. Г. Пимочкиной, Е. Рачковой. – 2-е изд., испр. – М.: Психотерапия, 2008. – 496 с.
5). Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» 1992 г. // http://www.ozhegov.org/
6). Семенов А.А. Психодрама: способ решать, а не жаловаться /А.А. Семенов, С.Н. Бесчетная. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 576 с.