Документальное кино как гуманитарно-просветительская технология в воспитательно-образовательном процессе

Гриценко С.В.
ФГБОУ ВО Пермская ГСХА
Документальное кино
как гуманитарно-просветительская технология в воспитательно-образовательном процессе
 
Научные библиотеки высших учебных заведений выполняют три основные задачи: обеспечение учебного процесса, содействие научной деятельности и воспитательный процесс.  
 
Пермская сельскохозяйственная академия в 2013 году отметила свой 90-летний юбилей. Сегодня это многопрофильный вуз, в состав которого входят 9 факультетов. На этих факультетах обучается около 10 тыс. студентов. Студенты не только учатся, проводят научные исследования, пишут курсовые работы, но и занимаются спортом, в театральном кружке, танцами, издают газету «Мариинка».
 
В структуре вуза,- библиотека занимают особое место – это информационный и культурный центр с высококвалифицированными специалистами, с богатейшим собранием научной и художественной литературы, позволяющими проводить содержательные, насыщенные интересными сведениями и фактами мероприятия. Библиотека входит в число крупнейших вузовских библиотек г. Перми. Ее фонд – около 700 000 экземпляров. Всеми структурными подразделениями обслуживается в год 18 тыс. студентов, преподавателей, сотрудников академии, им выдается более 600 тыс. экземпляров учебной и научной литературы, в том числе на электронных носителях. Повышение качества библиотечно-информационного обслуживания происходит за счет совершенствования традиционных форм работы, а также путем внедрения и развития новых технологий. 
 
Появлению новых форм работы библиотеки, укреплению связей с различными учреждениями образования и культуры способствовала организация в 2004 году Культурно-информационного центра академии, в состав которого входят: научная библиотека, музей истории академии, Интернет-зал и студенческая газета «Мариинка». 
 
Раз в два года силами центра проводится региональная научно-практическая конференция «Интеграция культурно-информационной деятельности учреждений образования и культуры в работе со студенческой молодежью», на которой представители библиотек, музеев, общественных организаций делятся своим опытом, в презентациях показывают новые формы работы, ставят проблемы, налаживают сотрудничество.  Студенты академии часто привлекаются в культурные проекты города. Это могут быть и разработки ландшафтного дизайна для международного фестиваля «КАМWА», и фестиваль студенческого творчества аграрных вузов Приволжского федерального округа «Весна на Каме», и фестиваль «Белые ночи» и др. Уникален и самобытен фестиваль документального кино «Флаэртиана», который проходит только в г. Перми.
 
«Флаэртиана» - фестиваль документального кино, посвященный фильмам, в которых герой проживает на экране часть своей жизни, ведет себя естественно. Этот режиссерский метод впервые использовал американец Роберт Флаэрти в своем фильме «Нанук с севера» в 1922 году. Имя этого режиссера и дало название фестивалю.
 
Фестиваль проводится по инициативе студии «Новый курс» с 1995 года. В 2006 году он получил статус международного. В 2009 году в программе Международного фестиваля «Флаэртиана» сформирована отдельная программа «Вуз-Флаэртиана», ориентированная на зрительский интерес студентов. «Вуз-Флаэртиана» - это презентация актуальных образовательных концепций, сопровождаемых просмотром фильмов из архива фестиваля. Презентации программ участников проводятся в виде конкурса между вузами Перми. Ценность программы «Вуз-Флаэртиана» в том, что на ее примере молодые люди учатся анализировать окружающую их действительность с помощью аудио-визуальных образов. Студенты обозначают ту проблему, которую воспринимают как важнейшую для нашего времени. Идеи студентов, художественная глубина фильмов – все объединяется в одном дискуссионном поле.  После конкурса все  фильмы остаются в медиатеке библиотеки.
 
Пермский край – уникальный этнокультурный регион. Здесь живут и активно взаимодействуют такие народы, как русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты и др. Студенты разных национальностей учатся в вузах Перми. На наш взгляд эффективный учебный процесс складывается там, где созданы условия для самореализации личности, где существует уважение к национальным традициям того или иного народа, где студент чувствует себя комфортно. В Перми проводиться большое количество научно-практических конференций, семинаров, фестивалей на которых происходит обсуждение актуальных проблем по изучению национальных культур, поиск наиболее эффективных путей сохранения народных традиций. 
 
Одним из последних примеров может служить фестиваль «Белые ночи», на котором были реализованы: международный симпозиум «Пермский звериный стиль», выставка работ художников из республик и стран Кавказа и Закавказья «Большой Кавказ», проект «Культурный альянс» и другие. Однако понимание проблем современного национального развития невозможно без знания и изучения этнокультурной истории народов, ее закономерностей и особенностей, основ традиционной культуры. Собственно эта задача и легла в основу выбора темы конкурса «Вуз-Флаэртиана-2011» сотрудниками научной библиотеки академии.
 
Три отобранных фильма: «Легенда об исчезнувшем народе», «Сплетение», «Юкса, Пупся, Чазь и Баг или о пользе дорог» позволили  погрузиться в мир коми-пермяков. В мероприятии приняли участие 86 человек, в том числе председатель центра коми-пермяков в Перми. А в целом, конкурс «ВУЗ-Флаэртиана» в 2011 году объединил более 100 студентов и преподавателей пермских вузов, которые разработали и реализовали 36 дискуссионных программ. Количество участников – более 3000.
 
В 2012 году в Пермской государственной сельскохозяйственной академии прошли мероприятия конкурса ВУЗ-Флаэртиана, медиаобразовательного проекта Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана». 
 
Студенты академии приняли участие в дискуссионных кинопрограммах, разработанных и реализованных:
- научной библиотекой совместно с факультетом ветеринарной медицины и зоотехники, с факультетом агротехнологий и лесного хозяйства (программа «Нужна ли правда о войне?»);
- кафедрой ТППЖ факультета ветеринарной медицины и зоотехники (программы  «Дари тепло своей души» и «Выбор за тобой»);
- кафедрой философии (программа «Потерянное поколение»);
-факультетом экономики, финансов и коммерции (программа «Национальная идея или куда идёт пароход»).
 
Все дальше от нас военное время, уходят из жизни участники войны они уже старые, немощные… Несут ли люди в себе память о войне, благодарность? Или мы живем только днем сегодняшним? Хотим ли мы знать, каково было солдату тогда? Какая она была – настоящая война? Кто побеждал? И можем ли мы побеждать сейчас? Такие вопросы были поставлены перед студентами сотрудниками библиотеки в конкурсной программе «Нужна ли правда о войне?» фестиваля «ВУЗ-Флаэртиана-2011». 
 
Были показаны фильмы: «Веселый солдат» (Этот фильм о Великой Отечественной войне, какой ее видел и знал русский писатель Виктор Астафьев). Редкая запись сделана за два года до его смерти. В ней он, не стесняясь в выражениях, рассказывает горькую, страшную правду той войны, которую он прошел простым солдатом; «Пермский град-Китеж» (Военное лихолетье. Интеллигенция блокадного Ленинграда эвакуирована в тыл, в город Молотов (Пермь). Воспоминания очевидцев военного времени – это ценность для людей? Роль пермяков и ленинградцев в сохранении российской культуры. Насколько велика сила искусства? Чем для нас сегодня является культура и искусство?); «Эвакуационный роман» (Все знают, что Пермь – это театральный и балетный город. Здесь находится знаменитый театр оперы и балета имени П.И. Чайковского, прославленное балетное училище, выпускники которого танцуют на лучших сценах мира, и благодарная, понимающая и ценящая искусство публика. Но, наверное, не всем известно, что все это начиналось в трудные годы Великой Отечественной войны, когда в город Молотов были эвакуированы из Ленинграда Мариинский театр и Вагановское училище. В фильме принимают участие: Сергей Слонимский – композитор, сын писателя Михаила Слонимского, Наталья Каверина – доктор медицинских наук, дочь писателя  Вениамина Каверина, Михаил Герман – искусствовед, сын писателя Юрия Германа, Людмила Сафронова – профессор Академии балета им. А.Я. Вагановой и др.). Эта программа не оставила равнодушными ни одного студента и преподавателя. Она по достоинству была оценена дипломом Победителя в номинации «Просветительская деятельность, направленная на воспитание и развитие студентов». 
 
В ходе реализации проекта в 2012 году на площадках вуза состоялось 14 кинопоказов, общее количество зрителей – 730 человек. Важный момент, на наш взгляд, заключается в том, что какую бы тему не разрабатывали сотрудники библиотеки, она всегда связана с краеведением, что в свою очередь приводит к обогащению молодежи знаниями о своей малой родине и вузе, а также патриотическому настрою.
 
В 2013 году сотрудники КИЦ традиционно принимали участие в проекте «Вуз-Флаэртина» (использование документального кино в учебном процессе). В отчетном году было подготовлено две программы: «Self-made» (о людях, сильных духом, которые «сделали самих себя»), (К.Н. Ипанова, 118 чел.) и о рысаках орловской породы «Живая жемчужина Прикамья» (Н.В. Третьякова, Г.И. Жаворонкова, С.В. Гриценко).  В канун празднования 95-летия высшего с.-х. образования на Урале, студенты узнали больше о деятельности профессора А.П. Никольского – одного из организаторов конезавода и организатора первой конной выставки 1926 года. Доцент М.К. Гецен изучала породные качества рысака, профессор А.М. Никитин занимался рысистыми качествами орловской породы. В программу вошли фильмы: «Сказание о небесном коне» (2005 г.), «Река времени» (I, II части) (2006 г.).
 
Орловский рысак – гордость русского коневодства. Свою историю эта порода ведет с 1776 года. Сквозь все перипетии времени прошли эти красивые и благородные животные рядом с человеком, верно служа ему и в мирные и в военные годы. На сегодняшний день частному конному заводу №9 удалось сохранить племенных лошадей. Но суждено ли современным селекционерам воспользоваться нажитым и добытым более чем за 90 лет уральскими коннозаводчиками? Сохранится ли пермский тип орловского рысака? Как и чем могут помочь сегодня молодые специалисты в этом сложном вопросе? 
Было организовано 4 мероприятия (168 чел.), на которых перед студентами выступали не только сотрудники КИЦ, но и руководители конезавода, режиссер фильма и журналист. За подготовленную программу КИЦ был награжден дипломом победителя конкурса.
 
Также в интернет-зале состоялись демонстрации конкурсных программ других творческих групп академии. Мероприятия сопровождались выставками периодических изданий и книг, а также фотографиями из фонда музея истории академии.
 
В 2014 году исполнилось 50 лет студенческим отрядам Пермской области и 55 лет Всероссийским студенческим отрядам. Мы не могли эту тему оставить без внимания. Поэтому наша программа звучала так: «Юбилею посвящается». Около 1000 человек посмотрели фильмы о первых строительных отрядах. Интересно то, что первые механизированные отряды были организованы  у нас, в Пермском сельскохозяйственном институте. В честь этого события в 2014 году был открыт памятник «Трудяга дизель». Таким образом, студенты через историю вуза смогли увидеть историю страны, благодаря документальному кино.
 
Медиа-компонент в образовании и профессиональном становлении способен сыграть существенную роль как для обучаемых, так и для всех остальных участниках процесса: профессорско-преподавательского состава, административно-управленческого персонала, работодателей, законодателей и так далее, в плане привития способностей к восприятию другого человека с его системой ценностей.
 
Участие во «Флаэртиане» подтолкнуло сотрудников Культурно-информационного центра к созданию презентаций к учебному процессу по истории кафедр. Например, фильм «Н.И. Вавилов» практически ежегодно демонстрировался перед будущими агрономами (каф. растениеводства), вызывая глубокое сопереживание. Показ данного фильма привел к продолжению разговора об учителях Н.И. Вавилова, в т.ч. и о гражданской позиции замечательного ученого, академика Д.Н. Прянишникова, которому в 2015 году исполняется 150 лет со дня рождения, и имя которого носит академия с 1948 года. Все чаще в работе КИЦ используется такая форма, как мультимедийная виртуальная экскурсия по академии и Мариинской женской гимназии, где активно привлекается материал музея, новые находки, библиотечный фонд, фрагменты документалистики. Например, в первой половине 2015 года широко была представлена презентация по фронтовым письмам студентов и преподавателей, показанных на фоне документальных кадров хроники военных лет. Мероприятиями было охвачено около 500 человек. Логичным продолжением темы, выбранной для программы «Вуз-Флаэртиана – 2015» станет показ фильма о Великой Отечественной войне и о роли ученых и науки в достижении Победы.
 
Мы полностью согласны с утверждением президента фестиваля Павлом Печенкиным, который отмечает, что «Документальному кино давно пора стать ресурсом образовательной системы. Ведь это кино для людей, которые принимают решения или хотя бы задумываются об окружающих нас проблемах. Документальное кино - один из китов гражданского общества. Нужно не просто фиксировать проблему - нужно подсказывать пути ее решения». Таким образом, процесс образования понимается нами не только как усвоение студентами системы знаний и навыков, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта, в чем большую помощь оказывают научные библиотеки.
 
Организованный впервые в 2009 году проект «Вуз-Флаэртиана» прочно обосновался в студенческой среде. Ежегодно в конкурс документальных кинопрограмм включаются новые учебные заведения. Новоявленные модераторы, объединившись в творческий союз, провели такое количество дискуссий, семинаров, тренингов и медиафорумов, что дали повод говорить о «Пермской школе» в российском медиаобразовании.