Пермский форум медиаобразования (2016)

Ольга Ахмедзянова
Руководитель Отдела медиаобразования "Пермкино"

16-23 сентября 2016 года в Перми прошёл Пермский форум медиаобразования.

Пермский форум медиаобразования – один из проектов Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», направленных на реализацию идеи интеграции в образование практик, методик, технологий, связанных с использованием кино.
    
Пермский форум медиаобразования позиционируется как:
- одна из фестивальных площадок, где проходит целая серия мероприятий, каждое из которых является самостоятельным событием, с собственными целями, задачами и содержанием;
- особое фестивальное пространство с атмосферой дружелюбия, взаимопонимания, дружеского общения, стремления к познанию, саморазвитию, новым открытиям;
- возможность установления новых контактов, социальных и профессиональных связей, партнёрства и сотрудничества;
- открытая образовательная среда, богатая разнообразными образовательными ресурсами.

В 2016 году в программу Пермского форума медиаобразования вошли:
- медиаобразовательная сессия Зигфрида Леверенца (Германия), 
-  презентация проектов «Письмо и мышление» (ПГНИУ), «Doc.Урок.Губаха» и «Киносмена в детском лагере «Нечайка»;
- презентация программы «Гуманитарные науки в условиях социокультурной трансформации: практики медиаобразования» (ПГНИУ);
- мастер-классы «Создание детского правового портала» (Зигфрид Леверенц, Германия), «Филь – не достаточно посмотреть…  Эффект преображения в практике  медиапсихологии» (Денис Смирнов, Пермь, ПГГПУ), «Кино как способ формирования идентичности» (Сергей Полищук, Пермь, отдел медиаобразования КГАУК «Пермкино»);
- специальные медиаобразовательные программы: для студентов – дискуссионная программа «Статус: свободен», для детей и подростков - «Первый век кино» и «Хочу всё знать!» (РГАКФД), «В год кино – путешествие в пермское кино» и «DOC.Урок. Мир глазами детей».
    
В форуме приняли участие более двух тысяч школьников, студентов, преподавателей из 35 образовательных учреждений, а также сотрудники библиотек, музеев, представители общественных организаций.

Самой многочисленной была аудитория детской программы «DOC.Урок. Мир глазами детей». Интерактивная медиаобразовательная программа включала лучшие фильмы из архива Международного фестиваля документального кино «Флаэртиана», фестиваля документального кино IDFA (Амстердам, Нидерланды) и программы института Гете. Программа посвящалась тому, как дети, подростки и юноши воспринимают современный мир, взаимодействуют с родителями и сверстниками, о чем мечтают, и каким образом находят свой  жизненный путь во взрослую жизнь. Участники программы знакомились, каким образом герои фильмов живут не только в России, но и на различных континентах земного шара в условиях различных культур и уникальных жизненных ситуаций. Не смотря на то, что герои фильмов  - это обычные дети, ученики школ, студенты они вместе с тем имеют интересные и необычные истории жизни. Это истории о том, как в жизни стать самим собой и найти свой уникальный жизненный путь. После просмотра фильмов участники программы делились своими чувствами, мнениями, идеями, по поводу увиденного, раскрывали для себя новые грани фильма и темы жизненного пути для себя.

Знаменательно, что в день выборов 18 сентября в актовом зале Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета в рамках Пермского форума медиаобразования прошла специальная дискуссионная программа «Статус: свободен». Будущие педагоги искали ответы на вопросы: что человека делает свободным? Что такое свобода и как она выглядит? Можно ли быть свободным в ситуации несвободы? Всегда ли свобода – это радость? Можно ли свободу получить или дать?

Уникальные возможности в связи с Годом кино предоставил молодому пермскому зрителю и Российский государственный архив кино и фотодокументов, показав исторические киноартефакты: «Коронация Николая II в Москве» (1896, братья Люмьер), «Русская военная хроника. ("Реклама военного займа")» (1916, Скобелевский комитет), «Патэ-журнал. Наука и природа» (1910, студия Патэ), «Рождество в окопах» (1914, Я. Протазанов), «Виды Кавказа» (1910, "Минерва", Электро-типография И.Я.Белоусова). Для старшеклассников были показаны фильмы и прочитаны короткие лекции по истории российского кинематографа, а для младших школьников разыграны сюжеты «Снимается кино».

Кроме того, большой интерес вызвали лекции и мастер-классы Зигфрида Леверенца. Гость из Германии был приглашен на Пермский форум медиаобразования неслучайно.

К 60-м годам ХХ века немецкие педагоги стали рассматривать медиа не только как "технические средства обучения" или "вспомогательный инструмент" к уроку, но и как предмет для отдельного изучения. По мысли многих немецких педагогов, изучение медиакультуры должно помочь развитию гражданского самосознания учащихся, развить их критическое мышление. Сегодня большинство немецких учителей в той или иной степени регулярно используют элементы медиаобразования на своих уроках. Медиакультура изучается во многих немецких университетах. Одним из ведущих преподавателей в этой области является Зигфрид Леверенц, немецкий учёный-культуролог, киновед, публицист. Кроме того, Зигфрид Леверенц является инициатором, руководителем множества молодёжных проектов и проектов в области культуры, таких как «Культурная фабрика», «Леонардо Да Винчи», рок-фестиваль «WAKE UP» в Польше. Он член президиума крупнейшего культурного объединения «Культурринг» в Берлине.

В 2014 г. Зигфрид Леверенц провёл семинар по кинопедагогике для пермских   специалистов медиаобразования. Мероприятие получило живой отклик и оставило желание продолжить встречи с немецким учёным. 

В 2016-м году Зигфрид Леверенц получил стипендию Гёте-Института в рамках проекта «Вместе и учась друг у друга: Обмен опытом между деятелями культуры», благодаря которой и состоялась его новая поездка в Пермь. Медиаобразовательная сессия с участием Зигфрида Леверенца была поддержана так же Министерством культуры Пермского края.

В рамках медиаобразовательной сессии Зигфрид Леверенц провёл мастер-классы, прочитал лекции, побывал в качестве эксперта на презентациях и мастер-классах пермских медиапедагогов, поучаствовал в консультативных встречах. 

Ниже представлен дайджест выступлений Зигфрида Леверенца.

Медиапедагогика начинается с простого шага. К примеру, надо выключить мобильный телефон. Можно об этом сказать, а можно показать. То, что будет показано, произведёт больший эффект, чем слова: аудиовизуальный текст иначе воздействует на человека, включает его чувства и эмоции. 

В Германии есть открытые независимые (общественные) телеканалы, которые существуют на средства самих зрителей: каждая семья (хозяйство) ежемесячно отчисляет 19 евро на их содержание. При каждом из телеканалов существует медиацентр, оснащённый оборудованием, необходимым для создания видеосюжетов и показа фильмов. У сотрудников медиацентров две основные функции: 
- показывать и обсуждать фильмы;
- помогать созданию фильмов.
Любой человек или группа людей может обратиться в медиацентр с идеей создания медиатекста, ролика, видеосюжета на какую-то тему. Идеи проходят конкурсный отбор и в случае утверждения сотрудники медиацентра оказывают поддержку авторам в реализации идеи. При этом авторы идеи всё делают сами: пишут сценарий, снимают, монтируют. Им предоставляется оборудование, программы, консультационная помощь. Полученные видеосюжеты потом выкладываются в интернете и могут быть показаны на телеканале.

Большинство современных молодых людей уже просто завалены информацией. Они просто смотрят и не понимают происходящего. Мы можем им что-то показать, через три минуты они не вспомнят того, что видели. В этой ситуации гораздо важнее не им показывать, а давать им что-то показать нам. 

Можно предложить подросткам принести и показать свои фильмы, ролики, видео. Скорее всего, то, что в них будет – это отвратительно. Одна из наших групп предъявили материалы, которые были полны насилия. И нужно было это принять, перенести на компьютер, спроецировать на большой экран. Нашлись те, кто сказал – это классно! Другие, наоборот, ужаснулись. Дальше можно было спрашивать: почему тебе это нравится? Просить обосновать своё мнение. Началась дискуссия о том, почему это так. И медиапедагогу надо было просто поддерживать дискуссию и направлять её. В конце участники сами пришли к выводу, что насилие отвратительно. Это как раз и есть наша работа, которая ведёт к активации мыслительных процессов, к осмыслению и пониманию уведенного. 

Однажды у нас была группа подростков, среди них парень, который со всеми дрался. Никакие слова не могли его изменить. И тогда мы предложили подростками снять одну из драк парня на видео, потом посмотреть и обсудить. Конечно, была большая подготовительная работа, связанная с исключением разных рисков. Но видео было сделано и показано. Драчун был настолько шокирован собственной гримасой во время драки, своими действиями, что после этого он перестал драться. 

Важно подводить подростков, молодых или пожилых людей к темам, над которыми им хотелось бы поработать самим. Сейчас это становится всё проще и проще: у всех есть телефоны, с помощью которых можно сделать целый фильм. Для этого нужен только ноутбук, USB-кабель и сам телефон. Никакого особого финансирования подобных проектов не нужно: сами участники втягиваются в реализацию собственных идей. Единственная ваша забота – освоить программы для создания видеосюжетов.

У нас в Германии есть детский и молодёжный парламенты. Там мы создаём пресс-центры, представители которых имеют журналистские удостоверения и попадают везде, куда пускают журналистов. Таким образом, появляются тексты, фотографии и видеосюжеты, которые нам взрослым показывают детский отклик на наши решения.

В одном из проектов детям беженцев, детям в Сирии давали маленькие фотоаппараты и смотрели, что же будет. Каким они видят и покажут мир с помощью фотографий? На основе полученных материалов можно было составить фотовыставку, издать книгу, оформить плакаты. Отклик на эти материалы был гораздо больший, чем на выступления и заявления официальных лиц, потому что они вызывали боль, сочувствие, сострадание. 

Основные темы, с которыми приходится работать в Германии:
- насилие в семье;
- школьный буллинг;
- развращение несовершеннолетних;
- профилактика наркомании;
- беженцы;
- радикализм. 

Каждая из этих тем требуют большого внимания и глубокой проработки, личных усилий медиапедагога в их понимании. Некоторые темы требуют знания психологии. Надо это учитывать и быть осторожными: вы не можете сделать всё. Надо быть внимательным к себе, делать только то, что в ваших силах, то, что вы можете.

Вообще медиапедагог должен обладать определёнными качествами. Дети могут быть очень критичными. Педагог тоже должен уметь это делать. Кроме того, он должен уметь общаться с детьми, слышать и понимать их. Важно также уметь приходить к какой-то новой ступени общения и новой ступени в знаниях. 

Частью профессии является показ, как должен вести себя человек. В этом случае мы уже сами становимся актёрами. Это происходит, к примеру, когда надо брать интервью, и мы должны это обыграть. Однажды ребёнок из детского парламента задал очень прямой вопрос мэру города. И мэру было очень непросто ответить и не ответить было нельзя, потому что вопрос был задан правильно и точно.

Конечно, есть определенные рамки внутри повседневного педагогического процесса, но эти рамки определяет не государство сверху, а сам педагог. Насколько он готов быть открытым со своими школьниками, насколько широкий пласт проблем он готов поднять, насколько широкую палитру тем он готов обсуждать. Если это педагог, готовый определить свои рамки узенькой тропкой, то, к сожалению, он идет по этой тропе со школьниками. Если это личность сама по себе богатая, готовая брать на себя ответственность, то эти рамки бесконечно широки.

В Германии в каждой школе есть ставка медиапедагога. К сожалению, не часто приходят на эти ставки социальные педагоги или люди, которые занимаются средствами массовой информации. Среди преподавателей находится один из педагогов, который говорит, что он справится, и он попадает на курсы по медиапедагогике. Но эти курсы - всего одна неделя летом. Сложно сказать, приносят ли они курсы пользу будущему медиапедагогу. К сожалению, и школы нечасто дают обратную связь, как влияют занятия медиапедагогов на детей. 

Бывает, что в школе есть прекрасный педагог и отличное оборудование. Это приводит к появлению новых каналов на ютубе, которые даже поддерживаются спонсорами. Одна из забавных историй, когда одна из школьных групп сделала рекламу мясному магазину, и потом мясник оплатил им приобретения необходимого оборудования. 

При работе с детьми необходимо учитывать следующее. Детей совершенно не интересует, кто перед ними: жёлтый, чёрный, красный, голубой, зелёный. Детям также неважно, к какой конфессии относится другой ребёнок: буддист ли он, христианин или мусульманин. Скорее они подерутся из-за какой-нибудь игрушки. Не потому что другой мусульманин, а потому что тот (другой) отобрал у него игрушку. Сохраняем ли мы это отношение детей друг к другу? Защищаем ли мы его? Задача педагога – сохранить детскую непосредственность.

Вот две девочки. Одна из них грустная, другая радостная. Работать надо с обеими, но грустной надо помочь восстановить веру в свои силы, веру в мир, сделать так, чтобы её глаза светились. И это тоже – задача педагога. 

Во всех случаях медиа – хорошее средство для диалога, для коммуникаций, для решения многих педагогических задач.

Поводы для таких коммуникаций могут быть самые разные. Был один курьёзный случай, когда молодёжной редакцией была инициирована тема возвращения монархии и вопрос, является ли Ангела Меркель нашим новым монархом? И тогда медиапедагогу пришлось вывернуть тему, которая возникла внутри молодежной аудитории, так, чтобы не высмеять, а делать ее предметом общественного обсуждения. И тем самым не указывать, а заставить ребят самим исследовать материал, чтобы понять абсурдность постановки вопроса.

Другой случай был приурочен к 25-летнему юбилею Конвенции по правам ребёнка. Дети из Германии обратились к детям из других стран с вопросом, как они представляют права детей и что об этом думают. Проект был поддержан центральным каналом, взрослые журналисты по всему миру откликнулись и помогли записать интервью с детьми. В результате получился очень качественный телевизионный сюжет с детьми в качестве ведущих. Этот сюжет был не только показан по телевидению, но также выложен в интернете и теперь широко используется медиапедагогами.

То состояние медиаобразования, которого мы добились в Германии, конечно же, связано с большим количеством пройденных ошибок, сломанных розовых очков и набитых шишек. И несмотря на то, что мы были мотивированы на создание чего-то хорошего, получалось не совсем то. 

Исходной точкой было то, что мы приглашали какую-то группу школьников, показывали фильм, проводили дискуссию точно так же, как это было вчера на мастер-классе. Причём вчера Сергеем (Сергей Полищук, Пермь) это было сделано очень профессионально. Но в этом случае не всегда получается хорошо, потому что всегда есть  участники, которые замыкаются в себе, что мы вчера и увидели. В этом случае надо обращаться к подростку: покажи нам, чего хочешь ты, что ты хотел бы нам показать. При этом надо относиться к детям не с наигранным, а искренним любопытством. Потом начинать устанавливать доверие с просмотра того, что им нравится, их впечатляет, к чему они относятся иначе.  

В школах обычно предлагаются какие-то базовые темы и фильмы на выбор, подобранные к темам. Но лучше, если дети будут смотреть не учебные, специально созданные к теме фильмы, а любимые ими фильмы с любимыми актёрами. Надо иметь «в кармане» для одной темы различные варианты, то есть фильмы, разные по виду, жанру, эстетике, стилистике. И как говорит одна из моих коллег, в каждом ребёнке надо открыть Пеппи-длинный чулок. Даже если ребёнок является интровертом, капелька Пеппи в нём всё равно есть. При этом совсем не нужно нацеплять на детей эти самые «чулки», просто надо выводить на разговор. 

Было время, когда в Германии каждый медиапедагог, каждая школа стремились иметь собственную киностудию со всем необходимым оборудованием. И, конечно же, на это было потрачено очень много средств. И до сих пор это оборудование лежит, никем не используясь, теряясь, потому что сейчас с распространением мобильных устройств и компьютерных программ у каждого появилась возможность снимать и создавать собственные фильмы, репортажи, ролики, публиковать это всё в интернете, делать собственные видеоканалы на ютубе. Появляется возможность обсуждать с детьми то, что они сами создают, при этом спрашивать, почему они сделали это именно так, подталкивая к осмыслению увиденного и самих себя. После обсуждения с детьми их собственных видео, можно предлагать просмотр коротких сюжетов, специально созданных для них в рамках какой-то темы, и обсуждать, а какой сюжет они бы сделали и как показали эту тему. 

Работа, связанная с созданием сюжетов, может быть командной работой. В группе распределяются роли: кто пишет звук, кто будет оператором, кто будет монтировать и т.д. Группа решает, о чём пойдёт речь в сюжете, проблемы, которые могут быть интересны зрителю, кого об этом можно спросить, кто будет спрашивать в кадре. От слаженности команды зависит качество будущего ролика. Для подростковой группы это хороший опыт и практика взаимодействия.

Создание сюжетов детьми может быть инициировано с целью создания репортажей, интервью, хроники. В школе для этих целей может быть оборудовано специальное пространство для съёмок и кинопоказов. Можно просить учителей дать интервью, директора дать обзор школьных новостей. Иначе говоря, всё школьное пространство и его участники могут быть включены в процесс. 

Большая часть лекций и мастер-классов Зигфрида Леверенца была адресована школьникам и студентам педагогического университета и колледжа. Специальные лекции «Медиа в формировании экологической культуры» и «Медиа в рекламе и маркетинге» были прочитаны для учащихся Пермского машиностроительного колледжа.

В завершении медиаобразовательной сессии участники Пермского форума медиаобразования обсудили с Зигфридом Леверенцом различные аспекты двух главных идей: создание детского правового портала и школьного телевидения в Перми. Для реализации обеих идей есть ресурсы и возможности, а самое главное – энергия инициаторов.