Осторожно, мультфильм!?

Прейс Наталья Валентиновна
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 321»

Прочитать - значит понять, увидеть же - значит поверить в реальность происходящего по ту сторону "голубого" экрана.

Смотреть  или не смотреть мультфильмы с дошкольниками? Конечно, смотреть!  На наш взгляд важен другой вопрос - какие смотреть.

Мультипликационный фильм - это наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, он сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух.

В последние годы мультипликационные фильмы становятся все   приближеннее к настоящей жизни - те же проблемы (деньги, экология, борьба за власть, преступления).

Без вмешательства взрослых в «мультипликационный» рацион детей мультфильмы действительно могут стать воспитателями, но только со знаком минус. Увидеть это, понять важность данной темы помогло нам участие в проектах  «Уникальный кадр» и «Флаэртиана-социум».  Начать работу в этом направлении мы не могли из-за не совершенства материально-технической базы. Реализация задуманного началась с появлением в ДОУ необходимого оборудования  /ноутбук, видеопроектор, экран/, которое может быть использовано для просмотра мультипликационных фильмов в широком формате.

Анкетирование педагогов в детском саду показало, что их мнения по данному вопросу различны: одни только за российские мультфильмы советского периода /их герои нарисованы реалистично, это поучительные мультики, которые учат детей быть добрыми, смелыми и честными/, другие за зарубежные/ надо идти в ногу со временем/, и третья группа  –  не важно, чьи,  важно какие. Но в одном все единодушны - существование мультфильма в жизни ребенка не должно ограничиваться лишь одним пассивным просмотром, потому что при творческом подходе взрослых к смысловому содержанию мультфильма  он может стать увлекательнейшей формой общения и взаимодействия взрослого с ребенком, мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов. В детском саду – понятно, а в семье? Что смотрит ребенок дома? Как часто и насколько долго?

Эти и другие вопросы были заданы родителям наших воспитанников.

По результатам анкетирования и интервьюирования были сделаны следующие выводы:

- 75% родителей  сами предлагают посмотреть своим детям мультфильмы;
- 68% детей имеют свободный доступ к просмотру мультиков;
- 17% родителей осуществляют отбор мультфильмов для просмотра;
- 10% родителей смотрят мультфильмы вместе с детьми;
- менее 5% обсуждают с ребенком просмотренный мультфильм;
- более 80% родителей не задумываются о том, какой потенциал несет в себе мультик, увиденный их ребенком.
На просмотры мультфильмов родители в день выделяют своим детям от тридцати минут до трех часов!

Результат такого неограниченного и бесконтрольного «общения»  детей с миром анимации вызывал у педагогов не только удивление, но и тревогу. Для привлечения  внимания родителей к данной теме была выпущена памятка «Мультики всего лишь забавные картинки?». Из которой мамы и папы узнали, что по цели создания мультипликационные фильмы бывают: развивающие,  образовательные, обучающие, воспитательные, познавательные, развлекательные. Были приведены примеры таких мультфильмов. В «демосистеме», на сайте ДОУ, в группах поместили статью с приглашением принять участие в круглом столе на тему «Анимация в жизни ребенка», посетить мастер-класс  «Путешествие по мультфильму», послушать консультации     «Будем смотреть мультик!?» и «Если ребенок любит отрицательных персонажей». На мастер-классе было больше всего приглашенных. Из них  75%  были родители детей младшего и среднего возраста. Это вселяет в нас надежду, что в дальнейшем взрослые будут осознанно выбирать мультфильмы для своих детей.  Для повышения заинтересованности  родителей нами была разработана серия мастер-классов с разной тематикой.

На будущее – хотим организовать на базе ДОУ мультстудию.
Мы верим, что наша мечта сбудется!