Композитор Геннадий Широглазов: Нельзя отказываться от любой работы

3 марта 2017 | Новость
Павел Печенкин и Геннадий Широглазов в Каннах (2012)

Проект газеты ProГород
АЛЛЕЯ СЛАВЫ ПРИКАМЬЯ

Композитор Геннадий Широглазов: Нельзя отказываться от любой работы

Текст: Александр Еренко

Единственный пермяк-композитор, ставший лауреатом Каннского кинофестиваля, рассказал «Pro город» о том, почему настоящая звезда не должна считать себя таковой и браться за любую работу.

Геннадий Широглазов – человек с более чем богатым портфолио. Он и композитор, и педагог, и мультипликатор, и музыкант, и звукорежиссёр. Благодаря своим работам сегодня за пределами Пермского края он известен гораздо больше, чем в родном регионе. Тем не менее, большую часть времени он проводит здесь, в Прикамье, делясь секретами своего мастерства с подрастающим поколением.

Я композитор и пишу песни, музыку для художественного кино, короткометражных фильмов, спектаклей. Сегодня тридцать процентов моего времени уходит на мультипликацию – мы с коллегами из Перми и Москвы делаем мультсериал «Пчелография». Этот проект вполне может стать региональным брендом. Люди, увидев мультфильм, сразу же будут говорить себе: «Так это ж Пермь». В марте 2017 года, например, я буду представлять этот мультсериал на кинофестивале «За!» в Челябинске.

При работе над любым проектом важно продолжать профессиональный рост. Наша команда «Пчелографии», например, постоянно развивается. Мы узнаём новые приёмы, мы познаём возможности друг друга. Думаю, у этого проекта большое будущее. Как минимум, больше, чем региональный бренд.

«Геннадий Широглазов» – это тоже некий бренд. Моя музыка уже звучала почти везде. Например, одним из достижений можно считать участие моей музыки к фильму в Еврокаталоге – фильм «Полено» режиссёра Алексея Романова был представлен на Каннском фестивале в 2012 году.

С большим удовольствием работаю с пермской киностудией «Новый курс» и режиссёром Павлом Печёнкиным. С его «Варламом Шаламовым» в 2014 году мы взяли «Золотого орла» – национальную премию кинематографии. Благодаря Алексею Романову  был номинирован на «Нику».

Государство иногда может помогать творческому человеку. В 2016 году я был стипендиатом Министерства культуры и сочинял произведения – аутентичную музыку Пермского края с использованием духовного стиха. С этим проектом выступили на международном фестивале Sound59. Помимо этого пишу музыку для «Каравая» – уже всемирно известного коллектива-бренда. Пишу камерную музыку, пишу монооперы. Главное – не останавливаться.

Поколение зрелых людей в других регионах страны знает меня по «Полену» и «Шаламову». Те, кто помоложе или совсем молоды, знают меня благодаря финалисту шоу «Голос» Мише Смирнову. Композитору всегда приятно, когда его музыка исполняется на должном уровне. Миша – молодец. То, что он делает – это здорово, тем более, для его лет. Из него может вырасти замечательный  артист.

Я одним из первых в Пермском крае стал использовать в киномузыке синтез музыки и шумов. Для кино это очень удобно, ведь композитор одновременно выступает и звукорежиссёром. Считается, что изначально этот приём использовал швейцарский композитор Андреас Фолленвайдер в «Книге роз». Я добавил в этот метод фольклор. Получается следующее: человек пишет, и скрип его пера создаёт ритмический узор, который превращается в музыкальную композицию. Человек переворачивает страницу – фьють! – музыка обогащается новыми гармоничными звуками. И так далее.

Сегодня ежедневно производится огромное количество медиапродукции. Сидишь ты, такой знаменитый, у себя дома, и не знаешь, что в соседней квартире кто-то снимает фильм, кто-то изобрёл новый метод или подход.

Мне нравится то, что я делаю. Есть проекты коммерческие, есть работа для души. Иногда я играю со знакомыми в группе «Белая ворона», с которой когда-то исколесили всю Европу. Посидеть с инструментом в руках, поимпровизировать – это кайф, который ни с чем не сравнится. Тем более, в век компьютеров.

Если не считать музыкальных критиков, за последние пять-шесть лет я стал единственным пермяком, принятым в Союз композиторов России. Для меня это стало очень большим достижением, потому что у меня нет консерваторского – высшего композиторского – образования. Вступление в союз – это как диплом для тех, кто добивается всего сам.

Моё главное достижение – востребованность. Не будь её, не было бы ни зарплаты, ни желания творить дальше. Писать в стол, как многие, – очень сложно.

Постоянно работать – значит, держать себя в тонусе. Нельзя отказываться ни от работы в кино, ни от театра, ни от мультипликации. Ещё Альфред Шнитке говорил, что многие замыслы для своих гениальных произведений он черпал из опыта работы с кинематографом.

Мне очень понравилось работать с народной артисткой России Татьяной Полуэктовой. Сейчас она – режиссёр Пермского театра оперы и балета. Это тот человек, который даёт любому, кто с ней работает, новый толчок. Благодаря ей я сделал новый виток в развитии вокальной музыки.

Уже сейчас у меня учатся те, кто хочет научиться писать небольшие аранжировки или оформлять фильмы. Я преподаю основы звукорежиссуры в двух вузах – Пермском государственном гуманитарном педагогическом университете и Пермском государственном институте культуры. Возможно, в следующем году буду преподавать ещё и по специальности «Композиция».

Я далеко не звезда. Звезда – это профессор Московской консерватории Юрий Каспаров, который тоже работал для мультипликаторов. Звезда – это профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Кирилл Волков, который написал музыку почти к сотне фильмов. Среди композиторов звёзд в России много, но выделять кого-то – неправильно.

Композитор пишет, чтобы его музыку как-то оценили. Но, с другой стороны, правильно оценить не сможет никто. Потому что то, что мы пишем – это персональное мироощущение, которое нельзя передать другому.