26 ноября 2024
Знаменитый фильм Ролана Быкова «Чучело», основанный на одноименной повести Владимира Железникова, представляет нам класс, в котором каждый ученик борется за свое место в обществе и смело стоит за свои убеждения. Ветреность Шмаковой – это такое же мировоззрение, и ученица верно придерживается «любви к перемене мест».
Когда в коллективе появляется девочка, воспитанная в атмосфере отсутствия животного соперничества, для детей это событие становится вызовом – необходимо поставить на место невыносимо наивного человека. Арка персонажа Лены Бессольцевой – это путь от всецелого принятия и романтизации выпадов одноклассников до осознания собственной слабости перед теми, кто рад этой слабостью воспользоваться. Осознание – первый шаг к исцелению и обретению силы. Лена – добрая девочка, а потому она не требует признания посредством агрессии. Напротив, она отражает удар, подобно мастеру айкидо, и использует слабости ребят против них, громко и без стеснения озвучив свое ненавистное прозвище и оголив светлую голову, не боясь насмешек или осуждения.
Однако, если бы в сюжете было простое неприятие к новенькой, ребята в классе не имели бы четко выраженных позиций. Одно дело – безыдейно травить слабого, другое – отстаивать принципы. Здесь же – косички благородного заступничества на почве слепой влюбленности, нашедшие на камушки трусости, амбиций и безапелляционной веры в справедливость. Нельзя сказать, что дети в «Чучеле» – беспредельно жестоки. Каждый несет свою правду, подобно знамени. Марина, скучающая по отцу, Кнопка, радеющая за сильный и верный коллектив, Валька, нашедший в жестокости золотую жилу, и даже Сомов, которому гораздо легче создать образ героя, нежели пройти настоящие испытания и постепенно закалиться в доспехах собственного мировоззрения.
Фильм Марии Кравченко «Светлячок» в отзывах часто называют современной версией «Чучела». Действительно, в данной картине можно определить ряд ценностей, которые присущи современному обществу.
Однако даже эти ценности в каком-то смысле можно назвать «вечными», ведь особенности внешности, скромная одежда или альтернативные увлечения всегда являлись поводом для травли, тогда как в почете по-прежнему остается все то, что вписывается в рамки общественного договора и одобряется большинством.
Главный вопрос, который задают персонажи фильма: спасет ли мир красота? Ответить на этот вопрос предстоит новенькой девочке, которая приезжает в элитную школу из деревни, расположенной рядом с зоной отчуждения.
Главная героиня увлекается классической литературой и уже имеет собственную твердую позицию, чем значительно отличается от героини «Чучела», которой предстояло обрести эту позицию, пройдя испытание на костре.
Света-Светлячок – необычный ребенок с особенностями здоровья, проявившимися вследствие облучения. Когда человек знает о своих особенностях и справедливо оценивает собственные возможности, ему гораздо проще презентовать себя в коллективе. Именно поэтому в фильме можно наблюдать битву двух сил – материальной и духовной. Альтернативная, непривычная мягкая сила, послужившая поводом для оскала, точно так же проходит испытания на прочность, отчего рост героини в последующем откровении позволит девочке расставить по местам все причины и следствия поведения одноклассников.
Если сравнивать обе экранизации, то можно проследить путь развития одной личности – от наивности до полноценного взросления.
Ариадна Старкова
Медиапедагог Пермской синематеки. Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет.