25 февраля 2025
Ах, если бы был какой-нибудь простой рецепт… Для многих взрослых просмотр фильмов о войне – непростая задача. С высоты лет часто кажется, что мы можем понять происходящее на экране, не имея опыта службы или участия в боевых действиях. Однако прошедшие войну и обычные зрители смотрят такие фильмы совершенно по-разному, можно даже сказать, что именно отсутствие определенного опыта позволяет достаточно любопытному зрителю с меньшей критичностью погрузиться в сыгранную актерами историю о тех, кому суждено либо выжить, либо погибнуть. И тем не менее, даже самое скрупулезное исследование не заменит настоящих чувств, испытанных на фронте.
Многие современные и относительно недавние произведения о войне – рефлексия о свежей душевной ране в истории человечества. Для кого-то уместны абсурдные комедии, которые помогают прожить болезненные моменты с юмором, а кому-то необходима драма или даже трагедия. И чем дальше от нас описываемое событие, тем менее мы эмоционально вовлечены, а это значит, что художественное произведение для многих зрителей остается просто художественным произведением – дискуссии о фактологических ошибках и некорректных образах проходят в более узких кругах компетентных специалистов.
Что в таком случае можно сказать о просмотре военных фильмов с детьми, если даже со взрослыми все не так просто? Сперва нужно понять, что интересно самим родителям, какие фильмы они предпочитают, о чем им интересно рассуждать. Какой бы ни была полезной информация с точки зрения воспитания, а для ребенка это не будет играть никакой роли, если в семье со стороны родителей нет искреннего интереса к обсуждаемой теме. В искусство не следует приводить силой, а полезные в обществе навыки и ценности можно получить иными экологичными способами, в которых будет отражен обоюдный интерес родителя и ребенка.
Если в семье есть интерес к кино о войне, то, скорее всего, есть и любимый жанр. Немаловажную роль играет и год выпуска фильма, ведь контекст времени всегда сопряжен с процессом создания той или иной картины.
Возьмем в качестве примера фильмы о Великой Отечественной войне. Родители могут отдавать предпочтение картинам, снятым непосредственно в 40-е годы. В этом случае необходимо будет вооружиться определенными знаниями, чтобы объяснять ребенку, почему у фильма именно такая картинка и такой звук, о чем говорят персонажи, когда слова малоразличимы, какие произведения цитируются героями и режиссером, если есть визуальная отсылка, что интересно людям той эпохи, как они переживают и показывают войну. В итоге очень интересно сравнивать взгляды на одно и то же событие, анализируя фильмы, вышедшие в разные годы.
Помимо культурного и исторического контекста, есть еще аспекты, на которые можно обратить внимание ребенка при просмотре военных фильмов. Война – это всегда о лишениях. Это экстренная ситуация, исход которой для каждого человека будет непредсказуемым. Конечно, рассуждать о тяжелых судьбах людей на войне гораздо легче, находясь в комфортной квартире, однако знание о человеческом горе никогда не будет лишним. Всегда можно обсудить с ребенком те испытания, через которые проходили и дети, и взрослые, столкнувшись с ужасными последствиями войны. Такие беседы могут поспособствовать развитию гибких навыков, в том числе эмпатии, без которой невозможно представить себе доброе общение.
Не стоит забывать и о том, что на войне всегда должны быть профессионалы – танкисты, связисты, механики… Бесчисленное множество важных и нужных специалистов, которые подчиняются высококвалифицированным командирам. Если в семье есть интерес к военной истории, тактике и стратегии боевых действий, особенностям армейского быта и в целом к защите Родины, то лучшим собеседником при просмотре военного фильма будет человек, который имеет непосредственное отношение к военной службе или просто хорошо разбирается в военном деле. Пусть это будет авторитетный взрослый – тот, кем ребенок восхищается и на кого хотел бы быть похожим. Именно такие взрослые лучше всего помогают раскрыть таланты ребенка.
Любой фильм – это прежде всего контекст: в нем и культурный код, и личность автора, и ожидания зрителей. Если вы выбираете фильм вместе с ребенком, помните о контексте. Даже будничные неприятности могут повлиять на реакцию после просмотра. Пусть ваш выбор откликнется в сердце ребенка, ведь именно тогда вы обретете более крепкую связь, найдете больше общих тем для разговора и создадите прочный фундамент для теплых взаимоотношений в будущем.
Ариадна Старкова
Медиапедагог Пермской синематеки. Образование: МГУ им. М.В. Ломоносова, философский факультет.